ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИОГАННА ВОЛЬФГАНГА ГЕТЕ

 1749, 28 августа — Родился Иоганн Вольфганг Гёте.

 1756 — Начало Семилетней войны.

 1759 — Во Франкфурт-на-Майне вступают французские войска. В родительском доме Гёте располагается на постой комендант города граф Торан.

 1763 — Мальчик Гёте тайком убегает из дому и знакомится с городом, его обычаями, обитателями, достопримечательностями. Встреча с Гретхен — мастерицей в шляпном магазине.

 1764 — Юного Гёте насильно разлучают с его первой любовью — с Гретхен.

 1765 — Отъезд в Лейпциг. Поступление в университет на факультет права. Уроки рисования у художника Эзера.

 1766 — Посещение харчевни Шенкопфа. Любовь к Кетхен Шенкопф. Дружба с домашним учителем Беришем. Гёте посвящает ему свои оды.

 1766–1767 — Книга песен «Аннета». Пастораль «Причуды влюбленного». Набросок комедии «Совиновники».

 1768 — Разрыв с Кетхен Шенкопф. Болезнь и отъезд домой.

 1768–1769 — Постепенное выздоровление. Занятия натурфилософией и мистикой. Увлечение химией и химическими опытами. Выходит из печати сборник «Новые песни». В нем — двадцать стихотворений Гёте, положенных на музыку Брейткопфом.

 1770 — Отъезд в Страсбург.

 1770–1771 — Учение в Страсбургском университете на факультете права. Посещение лекций по медицине и хирургии. Поездка в Зезенгейм. Встреча с Фридерикой Брион. Знакомство с Гердером.

 1771 — Увлечение народной поэзией и собирание старых крестьянских песен. Гёте — лиценциат права. Работа над статьей «О немецкой архитектуре». Стихи к Фридерике. Замысел «Фауста». Прощание с Фридерикой. Возвращение во Франкфурт. Гёте — член адвокатского сословия. Речь на Шекспировских торжествах. Пьеса «Гёц фон Берлихинген». Знакомство с Мерком. Участие в движении «Буря и натиск».

 1772 — Сотрудничество в журнале Мерка. Поездка в Вецлар, где находился Высший апелляционный имперский суд. Увлечение Шарлоттой Буфф. Возвращение во Франкфурт.

 1773 — Драматические отрывки «Прометей» и «Магомет». Фарсы и маленькие пьесы. Вторая редакция «Гёца фон Берлихингена» и др.

 1774 — Выход в свет романа «Страдания юного Вертера». Мировой успех. Встреча с молодым веймарским герцогом Карлом Августом.

 1775 — Гёте — жених Лили Шенеман. Переписка с графиней Августой Штольберг. Создание музыкальных комедий. Приглашение в Веймар. Работа над «Пра-Фаустом». Переезд в Веймар и знакомство с Шарлоттой фон Штейн.

 1776 — Советник Гёте на государственной службе. Занятия геологией и минералогией. Переезд в садовый домик, подаренный поэту герцогом.

 1777 — Путешествие по Гарцу и восхождение на Брокен. Начало работы над романом «Годы учения Вильгельма Мейстера». Лирические стихи.

 1775 — Руководство военной коллегией и дорожным строительством. Тайный советник Гёте пишет пьесу «Ифигения в Тавриде» и сам исполняет в ней роль Ореста.

 1782 — Гёте пожаловано дворянство. Переезд в городской дом. Баллада «Лесной царь».

 1784 — Гёте открывает межчелюстную кость у человека.

 1785 — Занятия ботаникой. Завершение первого варианта романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» под названием «Театральное призвание Вильгельма Мейстера».

 1786 — Тайный отъезд в Италию.

 1787 — Завершение трагедии «Эгмонт». Путешествие по Италии. Увлечение живописью. Гётевская теория пра-растения и метаморфоза растительного мира.

 1788 — Возвращение в Веймар. Отказ от должностей. Встреча с Христианой Вульпиус. «Римские элегии». Знакомство с Шиллером.

 1789 — Рождение сына Августа. Завершение «Торквато Тассо».

 1790 — Выход из печати «Фауста» (в виде фрагмента). Гёте издает «Метаморфоз растений». Поездка в Венецию. «Венецианские эпиграммы». Углубленные занятия естествознанием, оптикой, ботаникой и анатомией. Гёте — министр культуры.

 1791 — Гёте — директор придворного театра. Работа над «Учением о цвете». Сатирическая пьеса «Великий Кофта». Статья об оптике.

 1792 — Поход во Францию. Поездка в военный лагерь к Карлу Августу. Сражение при Вальми. Гёте дает оценку рождению новой эпохи.

 1793 — Сатирическая пьеса «Гражданин-генерал». Поездка в Майнц.

 1794 — Новая встреча с Шиллером и начало дружбы. Появление сатирической поэмы «Рейнеке-Лис».

 1796 — «Ксении» — эпиграммы Гёте и Шиллера, Завершение романа «Годы учения Вильгельма Мейстера». Эпос «Герман и Доротея».

 1798 — Начинает выходить журнал Гёте «Пропилеи».

 1800 — Создание «Елены».

 1803 — Гёте становится во главе библиотеки и факультета естествознания в Иенском университете. Встречи с госпожой Сталь.

 1805 — Болезнь Гёте и смерть Шиллера.

 1806 — Окончание трагедии «Фауст. Часть 1». Французская оккупация Веймара. Христиана выступает в роли спасительницы Гёте. Венчание.

 1807 — Начало работы над романом «Годы странствий Вильгельма Мейстера». «Учение о цвете».

 1808 — Встреча с Наполеоном.

 1809 — Роман «Избирательное сродство». Его оценка в критике. Начало работы над автобиографией «Поэзия и действительность».

 1812 — Завершение первой и второй частей «Поэзии и действительности». Встреча с Бетховеном.

 1813 — Статья «Шекспир и несть ему конца».

 1814 — Завершение третьей части «Поэзии и действительности». Встреча с Марианной Виллемер. «Западно-восточный диван».

 1815 — Герцогство Веймарское становится Великим герцогством, и Гёте получает чин министра.

 1816 — Смерть Христианы. Героиня «Вертера» Шарлотта Кестнер приезжает в Веймар.

 1817 — Гёте подает в отставку с поста директора театра. Женитьба сына. Завершение «Итальянского путешествия».

 1819 — Завершение «Западно-восточного дивана».

 1824 — Выходит первая часть романа «Годы странствий Вильгельма Мейстера».

 1823 — Поездка в Мариенбад. Любовь к Ульрике Левецов Встреча с Марией Шимановской.

 1824 — Приезд Гейне к Гёте.

 1825 — «Опыт учения о погоде». Возвращение к работе над «Фаустом».

 1827 — Завершение работы над второй частью романа «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Смерть Шарлотты фон Штейн.

 1828 — Смерть герцога Карла Августа. Стихи «Дорнбург», «На восход полной луны» и др.

 1830 — Смерть сына Августа в Италии. «Фауст. Часть II» завершен.

 1832, 22 марта — Перед полуднем Гёте умирает.

КОММЕНТАРИИ

Абраксасы  — таинственные слова персидского происхождения, которым приписывалась чудодейственная магическая сила.

Адельгейд  — роковая героиня, обольстительница и предательница в пьесе Гёте «Гёц фон Берлихинген».

«Азиатское общество». —  В 1811 году С. С. Уваров, тогдашний товарищ министра народного просвещения в России, разослал ряду лиц, в том числе и Гёте, проект «Азиатской академии», которую предполагалось открыть в Петербурге. Гёте живо откликнулся на этот проект. Позднее, в 1826 году, Гёте был избран в почетные члены Российской академии наук.

«Алексис и Дора»  (1796) — одна из самых совершенных идиллий классического периода Гёте.

«Альманах муз» —  литературный ежегодник, организованный Шиллером и выходивший с 1796 по 1800 год.

Антиной  — прекрасный римский юноша, которому посвящено множество статуй.

«Античный миф об Елене…»  — В древнегреческих мифах и у Гомера рассказывается о царице Спарты Елене, виновнице Троянской войны. Эпизод, в котором главная роль принадлежит Елене, занимает одно из центральных мест во второй части «Фауста».

Антонио  — персонаж из драмы Гёте «Тассо», который как бы противоположен основному герою пьесы.

Апольда  — деревня под Иеймаром.

Ариосто, Лодовико  (1474–1533) — итальянский поэт эпохи Возрождения, автор поэмы «Неистовый Роланд» (1532).

Аркадия  — область в Греции, которую поэты-классицисты XVIII века сделали местом действия своих поэтических вымыслов, страной, где обитают счастливые и невинные пастухи и пастушки, где резвятся сказочные наяды и фавны.

«Аркадия»,  в члены которой был принят Гёте, — итальянская литературная академия, была основана в Риме в 1690 году и просуществовала до 1925 года.

Арндт, Эрнст Мориц  (1769–1860) — писатель, активный участник борьбы против Наполеона.

Арним, Аахим  (1781–1831) — немецкий писатель-романтик.

Байрон, Джордж Ноэль Гордон  (1788–1824) — великий английский поэт, защитник прав английских рабочих. Покинув Англию, Байрон жил в Италии, участвуя в борьбе итальянских революционеров — карбонариев. В 1824 году Байрон снарядил корабль для греческих повстанцев, боровшихся против турецкого ига. Прибыв на своем корабле в Миссолунги, Байрон принял самое деятельное участие в подготовке восстания, но заболел злокачественной лихорадкой и умер.

Бах Иоганн-Себастьян  (1685–1750) — великий немецкий композитор.

«Бегство в Египет»  — название первой главы романа «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Автор сближает здесь странствия своих героев со странствием, описанным в евангельском сказании, где рассказывается, как, спасая новорожденного Иисуса, родители бежали с ним в Египет.

«Без фурий нет и Ореста».  — Согласно древнегреческому мифу Ореста, матереубийцу, преследуют фурии, олицетворяющие угрызения совести. В драме Гёте «Ифигения в Тавриде» фурии отсутствуют.

Бериш, Эрнст Вольфганг  (1738–1809) — друг Гёте.

Берлиоз, Гектор  (1803–1869) — известный французский композитор, написал музыку к сценам из «Фауста».

Бертье, Луи Александр  (1753–1815) — французский маршал, участник американской революции XVIII века. Впоследствии начальник штаба наполеоновской армии.

«Беседы немецких эмигрантов».  — новеллы Гёте. (1794).

Беттина (Брентано Беттина)  (1785–1859) — немецкая писательница, автор книги «Переписка Гёте с ребенком». Эта «переписка» является в большой мере фальсификацией.

Библия Мериана  — библия в переводе Лютера с гравюрами на меди художника-гравера Мериана Матвея Старшего (1593–1650), жителя Франкфурта.

Блюхер, Гебхард Леберехт  (1742–1819) — прусский фельдмаршал, ожесточенный враг Наполеона, успешно действовавший против него в сражении при Ватерлоо.

Бодесен, Вольф Генрих Фридрих Карл  (1789–1878) — образованный путешественник, переводчик мировой драматургии, принимал деятельное участие в переводе Шекспира на немецкий.

Боккаччо, Джованни  (1313–1375) великий итальянский писатель.

Бочка Данаид  — В древнегреческих мифах рассказывается, что боги, разгневавшись на Данаид, дочерей египетского царя Даная, за совершенное ими преступление, осудили их вечно наполнять водой бездонную бочку.

«Брат и сестра»  (1776) — пьеса Гёте.

«Брат писатель…»  — Вульпиус, Кристиан Август (1762–1827), автор многих, ныне забытых пьес, романов и рассказов. Широкой известностью пользовался его разбойничий роман «Ринальдо Ринальдини, атаман разбойников» (1797).

Братство свободных каменщиков, или масонов. — Масонство — религиозно-этическое течение, возникшее в начале XVIII века в Англии, а затем распространившееся и в других странах, в частности в Германии. Молодой Гёте был членом одной из масонских лож.

Бреннер  — перевал в Восточных Альпах.

Брокен  — главная вершина горной цепи Гарц, где, по народному поверью, собирается на шабаш нечистая сила. Сцена «Вальпургиевой ночи» в «Фаусте» происходит на Брокене.

«…Брут и Кассий питали к Цезарю…»  — Брут и Кассий возглавили республиканский заговор против Юлия Цезаря и участвовали в его убийстве.

Буассере, Сульпиций  (1783–1854) — историк искусств и коллекционер картин, младший друг и почитатель Гёте.

Бури, Фридрих  (1763–1823) — живописец, подружился в Италии с Гёте, написал несколько его портретов.

«Буря и натиск»  — движение в немецкой литературе во второй половине XVIII века. К «Буре и натиску» примыкали молодые писатели преимущественно третьего сословия, так называемые «бурные гении», которые подвергали ожесточенной критике феодальное общество и ниспровергали эстетику классицизма.

Бэкон, Фрэнсис  (1561–1626) — знаменитый английский философ-материалист. В главном своем сочинении «Новый Органон» (1620) Бэкон разрабатывал новый для его времени, антисхоластический метод научного познания. Бэкон занимался классификацией наук.

Бюргер, Готфрид Август  (1747–1794) — известный немецкий поэт, примыкавший к движению «Буря и натиск», автор известной баллады «Ленора» (1773), антифеодального стихотворения «Крестьяне своим князьям» и др.

Вагнер  — персонаж из «Фауста», ставший синонимом ограниченного, бездарного схоласта ученого.

«Валленштейн»  — драматургическая трилогия Шиллера, написанная в 1796–1799 годах.

«Валтасар»  (1764) — отрывок из незаконченной трагедии Гёте, для которой он использовал библейский рассказ о вавилонском царе.

Вальми  — село во Франции. 20 сентября 1792 года французская революционная армия под командованием Дюмурье наголову разбила здесь прусские войска под началом герцога Брауншвейгского и остановила контрреволюционную интервенцию во Францию.

Вартбург  — горный замок в Тюрингии, в котором жил некоторое время Лютер и где он переводил библию. В Вартбург Лютер был доставлен против собственной воли. Покровитель Лютера, курфюрст Фридрих III Саксонский, опасаясь, что Лютер будет схвачен по приказанию папы или императора, приказал своим людям схватить Лютера на дороге и доставить в свой замок. Гёте некоторое время жил в Вартбурге, уйдя сюда от герцогских развлечений.

Васко да Гама  (1469–1524) — португальский мореплаватель, открывший морской путь в Индию.

Веды  — древнейшие памятники индийской литературы.

«Векфильдский священник»  — известный роман, написанный в 1764 году английским писателем Оливером Голдсмитом (1728–1777). В романе этом в идиллических тонах изображена жизнь на лоне природы.

Великая революция  — французская буржуазно-демократическая революция 1789–1794 годов.

Веллингтон, Артур Уэсли  (1769–1852) — английский полководец и государственный деятель. Сражался против Наполеона в битве при Ватерлоо. Впоследствии премьер-министр и министр иностранных дел Великобритании.

Вернер  — персонаж из романа «Годы странствий Вильгельма Мейстера».

Вернер, Цахария  (1768–1823) — немецкий писатель-романтик, автор популярных в свое время драм. Впоследствии, как и многие другие реакционные романтики, перешел в католичество.

«…Взять Пикколомини, отца и сына…»  — Гёте в шутливой форме предлагает взять у Шиллера его пьесу «Пикколомини», вторую часть трилогии «Валленштейн», в которой действуют отец и сын Пикколомини.

Виланд, Кристоф Мартин  (1733–1813) — немецкий писатель-просветитель, последователь французского классицизма, был воспитателем Карла Августа, герцога Веймарского. Особенной популярностью пользовался роман в стихах Виланда «Музарион», в котором проповедовалось изящное наслаждение жизнью.

«Вильгельм Мейстер»  — сокращенное название двух романов Гёте: «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1829).

Виндишгрец, Альфред, князь  (1787–1862) — австрийский фельдмаршал, участник войн против Наполеона, крайний реакционер. В 1848 году потопил в крови революционные восстания в Праге и в Вене.

Винкельман, Иоганн Иоахим  (1717–1768) — искусствовед и археолог, взгляды которого на искусство оказали огромное влияние на развитие немецкой эстетической мысли в эпоху Просвещения. Винкельман, который после долголетнего пребывания в Италии приехал на короткое время в Германию, был убит разбойником на обратном пути.

Витрувий  (вторая половина 1 века до н. э.) — римский архитектор и инженер, автор «Десяти книг об архитектуре».

«Возникновение союза князей»  — возникновение Фюрстенбунда(1785) под эгидой Фридриха II Деятельность союза князей была направлена против Австрии. Герцог Карл Август Веймарский стремился расширить союз и вовлечь в него всех германских государей.

Вольтер, Франсуа Мари Аруэ  (1694–1778) — великий французский писатель-просветитель. Произведения Вольтера пользовались огромной популярностью во всем мире. Спасаясь от преследований французской церкви, Вольтер поселился на границе Швейцарии, в поместье Ферне.

Вольф, Фридрих Август  (1759–1824) — крупный немецкий филолог, особенно известный своим исследованием Гомера.

Вольцоген, Каролина  (1763–1847) — невестка Шиллера, написавшая его биографию.

«Вопросы к природе»  — статья Гёте (1823).

«…Вы, как Ахилл в Илиаде, сделали выбор между Фтией и бессмертием…»  — В «Одиссее» Гомера рассказывается, что Одиссей, спустившись в ад, встретил там Ахилла. Герой Троянской войны Ахилл говорит, что предпочитает бессмертию свою родину — Фтию (область в Греции).

«…Выступление того, другого…»  — Дарвина Эразма.

Гагерн, Ганс Кристоф Эрнст  (1766–1852) — реакционный политический писатель и деятель.

Гамильтон, Эмма  (1761–1815) — международная светская авантюристка, в то время жена лорда Гамильтона, английского посланника в Неаполе.

Гансвурст  — персонаж народного немецкого театра — шут, плут или слуга.

Гарденберг, Карл Август  (1750–1822) — прусский государственный деятель, в 1810–1822 годах — канцлер. Представлял Пруссию при заключении мирного договора в 1814 и в 1815 годах. Проводил реакционную политику.

Гафиз, Шамсудин Мохаммед  (1300–1389) — великий персидский поэт-лирик.

Гейнзе, Иоганн Якоб Вильгельм  (1746–1803) — немецкий писатель эпохи «Бури и натиска». В романе Гейнзе «Ардингелло или счастливые острова» (1787) изложены социальные идеалы Гейнзе.

Гельдерлин, Фридрих  (1770–1843) — немецкий поэт и прозаик, представитель прогрессивного романтизма, автор романа «Гиперион», посвященного освободительной борьбе греков против турецких поработителей.

Генерал-суперинтендент  — титул главы лютеранской церкви в провинции или отдельном княжестве (земле). С 1776 года вплоть до своей смерти генерал-суперинтендентом Веймарской епархии был Гердер.

Генрих III  (1551–1589) — король Франции, велел умертвить герцога Генриха Гиза, имевшего звание наместника королевства, видя в нем опасного претендента на престол.

Гердер, Иоганн Готфрид  (1744–1808) — крупнейший немецкий критик и теоретик, возглавлял движение «Бури и натиска». Особое значение Гердер придавал поэзии первобытных народов, противопоставляя ее книжному просвещению своего времени. В искусстве каждого народа Гердер видел выражение своеобразной исторической и национальной культуры. Главные произведения Гердера: «Фрагменты о новейшей немецкой литературе» (1767), «Критические леса» (1769) и «О происхождении языка» (1772). С 1785 года начал выходить монументальный труд Гердера «К философии истории человечества» (1784–1791).

«Герман и Доротея»  (1797) — эпическая поэма Гёте.

Гернгутовцы  — члены религиозной общины, основанной в 1736 году. Гернгутовцы занимались миссионерской и воспитательной деятельностью, используя ее для пропаганды своих религиозных и мистических идей.

Герцог Вюртембергский, Карл Евгений  (1728–1793) — один из самых жестоких германских деспотов своего времени. В его военной школе (Карлсшуле) учился юный Фридрих Шиллер.

Гешен, Георг Иоахим  (1752–1828) — книготорговец, издатель, выпустивший первое собрание сочинений Гёте.

«Гитаговинда»  — лирическая поэма индийского поэта Джаядева (XII век н. э.). Сюжет ее — любовь бога Кришны к пастушке Радхе.

Глейм, Иоганн Вильгельм Людвиг  (1719–1803) — немецкий поэт, писал стихи в подражание народным песням.

Глюк, Кристоф Виллибальд  (1714–1787) — великий немецкий композитор.

Гогенцоллерны  — владетельный феодальный род в Германии, из которого произошли династии германских императоров и румынских королей.

Гораций, Флакк Квинтилиан  (65—8 годы до н. э.) — знаменитый римский поэт.

«Гражданин-генерал»  — комедия Гёте (1793).

«Граф Эссекс»  — трагедия французского драматурга Тома Корнеля (1625–1709).

«…Графы из России…»  — братья Строгановы, Александр и Алексей. Старший, Александр, — государственный деятель, русский посол в Мадриде, Стокгольме, Константинополе, много путешествовал как частное лицо.

Гримм, Якоб  (1785–1863) — известный немецкий филолог.

Гумбольдт, Александр  (1769–1859) — знаменитый естествоиспытатель и путешественник.

Гумбольдт, Вильгельм  (1767–1835) — известный лингвист и эстетик.

Гуммель, Иоганн Непомук  (1778–1837) — пианист и композитор.

Гуэ  — служивший при веймарском суде молодой дворянин.

Гюго, Виктор  (1802–1885) — французский писатель.

Давид  — царь, которому библия приписывает сочинения псалмов.

Давид Анжерский, Пьер Жан  (1789–1856) — французский скульптор-монументалист.

Дальберг, Вольфганг Хериберт  (1750–1806) — интендант Мангеймского театра. В 1882 году поставил «Разбойников» Шиллера.

Данте, Алигьери  (1265–1321) — величайший итальянский поэт, автор поэмы «Божественная комедия» (около 1300 года). Описывая в ней свое воображаемое странствие по кругам ада, чистилища и рая, поэт заканчивает его описанием мистической розы, которую образуют сонмы небожителей, расположившиеся вокруг светоносного круга божества.

Дарвин Младший  (Дарвин, Чарлз, 1809–1882) — основоположник научной биологии и материалистического учения об историческом происхождении видов животных я растений путем естественного отбора.

Дарвин, Эразм  (1731–1802) — дед Чарлза Дарвина, английский натуралист, врач и поэт, предвестник идеи эволюции органического мира, автор сочинения «Зоономия, или законы органической жизни» (1794–1796).

Дарю, Пьер Антуан  (1767–1829) — французский политический деятель и писатель. Сопровождал Наполеона в качестве главного интенданта армии в походе в Россию.

«Двести воспитанников…»  — ученики военной академии, так называемой «Карлсшуле», герцога Карла Евгения Вюртембергского.

«Девственная земля»  — термин, заимствованный Гёте из алхимии.

Денон, Доминик Виван  (1747–1825) — французский гравер и писатель. Сопровождал экспедиции Бонапарта. Автор «Путешествия в Нижний и Верхний Египет» (1802). Денон, главный директор музеев при Наполеоне, по поручению Александра 1 приобретал в Париже для Эрмитажа картины и художественные предметы.

Десмология  — часть анатомии, посвященная изучению и описанию суставов и связок.

Диван  (персидск.) — сборник стихотворений восточных поэтов. Гёте назвал сборник своих стихов, написанных в основном в 1814–1815 годах, «Западно-восточный диван».

Дидона  — мифическая основательница Карфагена, героиня поэмы древнеримского поэта Вергилия «Энеида», покончила с собой, когда ее оставил возлюбленный.

Дидро, Дени  (1713–1784) — значительнейший французский писатель-просветитель, идеолог буржуазной революции XVIII века.

Дионис  — в древнегреческой мифологии одно из имен Вакха, бога вина.

«Дон Жуан»  — сатирическая поэма Байрона, оставшаяся незаконченной.

«Дон Карлос»  — трагедия Шиллера, посвященная Нидерландской революции XVI века.

Дорибург  — герцогский замок на реке Заале, где Гёте провел четыре месяца в 1828 году.

Еврипид  (480–405 годы до н. э.) — великий древнегреческий трагик.

Елена  — подразумевается эпизод «Елена» из второй часта «Фауста».

«Ergo bibamus»  (лат.) — «Давайте пить», шуточная песня.

Жак Меланхолик  — персонаж из комедии Шекспира «Как вам это понравится».

Жан Поль  (псевд.) — Иоганн Пауль Фридрих Рихтер (1763–1825) — немецкий писатель, автор сатирических романов, для которых характерно сочетание сентиментализма, юмора и фантастики.

«Жизнеописание Гёца фон Берлихингена»  — автобиографические мемуары рыцаря Готфрида фон Берлихингена, который жил в 1480–1552 годах, изданные в 1731 году. Гете познакомился с этими мемуарами, очевидно, в 1771 году.

«Жиль Блаз»  (1735) — знаменитый роман, полный бытовых и жанровых сцен, французского писателя Лесажа (1668–1747).

Жозефина  (1763–1814) — первая жена Наполеона, с которой он развелся.

Жоффруа Сент-Илер, Этьен  (1772–1844) — французский зоолог, эволюционист, вел борьбу против учения Кювье о постоянстве видов.

Зевс  — в греческой мифологии верховное божество, отец богов.

Земля Гесем  — область в Египте, о которой упоминается в библии.

Знак Макрокосма  — термин, заимствованный Гете из сочинений алхимиков.

Зулейка  — так называл Гете в стихах свою возлюбленную, Марианну Виллемер.

«Из архива Макарии»  — так Гете озаглавил заметки, которые он включил дополнительно в «Годы странствий Вильгельма Мейстера».

«Избирательное сродство»  (1809) — заглавие романа Гете.

Избирательное сродство  — определение, взятое из химии, согласно которому известные элементы соединяются только друг с другом и не соединяются ни с какими другими.

«Из моей жизни»  — подзаголовок к автобиографии Гете «Поэзия и действительность».

Ильменау  — местность (теперь город и курорт) в Саксен-Веймаре на реке Ильме, у северного подножия Тюрингенского леса.

Император Иосиф — Иосиф II Австрийский  (1741–1790), римско-германский император.

«…Император Франции еще не проехал…»  — подразумевается Наполеон.

Имперский город  — здесь Франкфурт-на-Майне, входивший во времена Гете в число так называемых Вольных имперских городов, которыми управлял сенат, состоявший из верхушки местного бюргерства. Имперские города не входили в состав отдельных германских княжеств и подчинялись непосредственно императорской власти.

Интермедия к «Вальпургиевой ночи»  — «Сон в Вальпургиеву ночь, или Золотая свадьба Оберона и Титании» — сцена из первой части «Фауста».

«Искусство и древность»  — журнал, основанный Гете в 1815 году, посвященный вопросам древненемецкого искусства.

«История с ожерельем»  — история о краже бриллиантов, в которую были замешаны авантюрист Калиостро и французская королева Мария-Антуанетта, произошла накануне революции 1789 года. По мнению Гете, эта афера свидетельствовала о полном разложении французской аристократии и монархии.

«Ифигения»  — «Ифигения в Тавриде» (1787) — драма Гете. В первой редакции пьеса написана прозой, во второй — белым стихом. В основу пьесы положен древнегреческий миф. В пьесе действуют: Орест, убивший свою мать и отправившийся по приказанию оракула в поиски сестры своей; Ифигения, сестра Ореста, жрица храма Артемиды — богини охоты; Фоант — царь Тавриды; друг Ореста — Пилад, «Ифигения» Расина — «Ифигения в Авлиде» (1675).

Иффланд, Август Вильгельм  (1759–1814) — известный немецкий актер, режиссер и драматург, автор слезливых мелодрам, Июльская революция — революция во Франции 1830 года.

Казанова, Джованни Джакомо  (1725–1798) — итальянский авантюрист, автор известных «Мемуаров».

«Каин»  (1821) — пьеса Байрона.

Кайзер, Филипп Кристоф  (1755–1822) — швейцарский композитор, друг Гете, написал музыку к «Эгмонту» и к некоторым другим произведениям Гете.

Калиостро, Александр  (1743–1795) — известный авантюрист, присвоивший себе титул Великого Кофты. Имел много приверженцев, особенно при различных королевских дворах. Был арестован в Риме и присужден к пожизненному заключению. Гёте неоднократно разоблачал Калиостро, особенно в пьесе «Великий Кофта».

Кальб, Шарлотта  (1761–1843) — друг Шиллера, Гёте, Гельдерлина и других, участница романтического движения, автор романа «Корнелия» и воспоминаний, изданных под заглавием «Шарлотта».

Каналетто, Антонио  (1697–1768) — известный венецианский живописец и гравер.

Кант, Иммануил  (1724–1804) — немецкий философ, основоположник немецкого классического идеализма.

Капитолий  — развалины крепости с храмом Юпитера в Риме, где в древности венчали лавровым венком победителей в поэтических, музыкальных и театральных состязаниях.

Каподистрия, Иоанн  (1776–1831) — греческий и русский государственный деятель, с 1800 года секретарь законодательного совета Республики Ионических островов, сторонник поддержки греческого освободительного восстания (1821) против турецкого ига. В апреле 1827 года был избран президентом Греческой республики.

Карл Август  (1757–1828) — герцог Веймарский и Эйзенахский.

«Карл Август стоит перед пушками»  — Карл Август поступил на прусскую службу в чине генерал-майора.

Карл Великий  (742–814) — франкский король, император (с 800 г.).

Карлейль, Томас  (1795–1881) — шотландско-английский писатель, критик, пропагандист немецкой литературы, автор книги о Шиллере. В 1824 году Карлейль перевел на английский язык «Годы учения Вильгельма Мейстера»; он состоял в переписке с Гёте.

Кауфман, Анжелика  (1741–1807) — немецкая художница.

Квинтилиан, Марк Фабий  (35—118 н. э.) — римский педагог и литературный критик.

Кеплер, Иоганн  (1571–1630) — великий немецкий астроном, заложивший основы современной астрономии.

Кернер, Теодор  (1791–1813) — немецкий поэт, участник освободительных войн против Наполеона; пал в бою.

Кернер, Христиан Годфрид  (1756–1831) — участник освободительных войн, литературный критик, друг и покровитель Шиллера; отец поэта Теодора Кернера.

Кетшау  — деревня, в которую по делам службы уехал Гёте.

Кирмс  (1750–1826) — чиновник театрального управления в Веймаре; помогал Гёте в его театральной деятельности.

«Клавиго»  (1774) — пьеса Гёте, сюжетом для которой послужили приключения знаменитого французского комедиографа Бомарше (1732–1799).

«Классическая Вальпургиева ночь»  — сцена из второй части «Фауста».

«Клаудина де Вилла Белла»  — драматургическое произведение Гёте, в котором прозаический диалог чередуется со стихотворными вставками-песнями.

Клейст, Генрих  (1777–1811) — писатель-романтик, поэт, новеллист и драматург.

Клерхен  — героиня драмы Гёте «Эгмонт», пытается поднять на восстание народ, чтобы спасти своего возлюбленного.

Клеттенберг, Сузанна  (1723–1774) — приятельница матери Гёте, послужила моделью для создания образа Прекрасной души в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера.»

Клингер, Фридрих Максимилиан  (1752–1831) — романист и драматург. Пьеса Клингера «Буря и натиск» дала название всему литературному движению.

Клопшток, Фридрих Готлиб  (1724–1803) — немецкий поэт, автор прославленной в свое время поэмы «Мессиада». Творчеством Клопштока начинается расцвет немецкой литературы XVIII века.

Кнебель, Карл Людвиг  (1744–1834) — юрист и офицер, веймарский придворный, друг Гёте, автор интереснейших писем.

Книги сивилл  — свитки прорицаний, хранившиеся в Капитолии древнего Рима и считавшиеся священными.

«Князь-примас»  — титул Карла Теодора Дальберга (1744–1817), графа, епископа Майнского, который в 1817 году стоял во главе Рейнского союза, то есть союза германских государств под протекторатом Наполеона.

«…Когда я называю свое имя…»  — Goethe созвучно слову Gott (нем.) — бог. Мысль Гёте можно расшифровать так: когда я называю свое имя, я раскрываю и мою божественную сущность.

Колоредо, Венцель Иосиф  (1738–1822) — участник войн против Наполеона, впоследствии австрийский фельдмаршал.

Комиссия Мельпомены  — то есть театральная комиссия (Мельпомена — в древнегреческой мифологии богиня трагедии).

Корсо  — главная улица в Риме.

Котта, Иоганн Фридрих  (1764–1832) — крупнейший немецкий книготорговец и владелец книгоиздательской фирмы.

Коцебу, Август Фридрих  (1761–1819) — немецкий драматург и романист, автор слезливых мещанских мелодрам. Агент царского правительства и шпион, Коцебу был убит революционным студентом Зандом. После казни Занда началось усиление реакции и жестокие преследования прогрессивной молодежи в Германии.

Кранах, Лука  (1472–1553) — великий немецкий живописец.

«Кроткие Ксении»  — «Ксении» — заглавие книги эпиграмм римского писателя Марциала. Заглавие это Гёте и Шиллер заимствовали для своих двустиший, появившихся в «Альманахе муз» за 1797 год и содержавших в себе резкую критику и отдельных лиц и литературной жизни Германии в целом.

Ксенофонт  (434–355 годы до н. э.) — древнегреческий историк и политический деятель.

Кювье, Жорж  (1769–1832) — известный французский естествоиспытатель, член Парижской академии наук.

Кюгельген, Франц Гергард  (1772–1820) — немецкий портретист и исторический живописец, «Лагерь Валленштейна» — первая часть трилогии Шиллера «Валленштейн» из эпохи Тридцатилетней войны, была поставлена Гёте в Веймарском театре в 1798 году.

Лани, Жан  (1769–1809) — французский маршал, приближенный Наполеона.

Ларго  (итал.) — музыкальный термин: очень медленно.

Ларош, Софи  (1731–1807) — немецкая писательница, автор семейных романов в письмах.

Лафатер, Иоганн Каспар  (1741–1801) — швейцарский писатель и богослов, автор известного труда «Физиономика» (1772–1778).

Леве  (франц.) — торжественная церемония утреннего вставания и одевания французских королей в присутствии двора и почетных посетителей.

Легенда о совместной прогулке  — возникла на основании письма Бетховена, опубликованного Беттиной Брентано. Подлинность этого письма теперь оспаривается. «…Возвращаясь с прогулки, мы повстречали всю императорскую фамилию… Гете оставил мою руку и стал на краю дороги… Я надвинул шляпу на самые брови… и двинулся в самую гущу сановной толпы. Принцы и придворные стали шпалерами, герцог… снял передо мной шляпу, императрица поклонилась мне первая… Гёте стоял на краю дороги, низко склонившись, со шляпой в руке…»

Лемуры  — персонажи из «Фауста, часть II». В римской мифологии — духи умерших.

Ленц, Якоб Михаэль  (1751–1792) — драматург, друг Гёте, впоследствии ухаживал за его возлюбленной Фридерикой Брион.

Лерзе  — Друг юности Гёте, именем которого назван один из героев «Гёца фон Берлихингена».

Лессинг, Готхольд Эфраим  (1729–1781) — крупнейший немецкий писатель эпохи Просвещения. Пьесы и критические труды Лессинга оказали огромное влияние на все последующее развитие передовой немецкой литературы, Ликург (вторая половина IX века до н. э.) — спартанский законодатель.

Лидо  — пригород Венеции.

«Лила»  — музыкальная комедия Гёте.

Линней, Карл  (1707–1778) — шведский естествоиспытатель.

Линс, Иоганн Генрих  (1758–1817) — живописец и гравер. Гёте назначил его профессором Веймарской академии художеств.

Линцей  — персонаж из второй части «Фауста». В древнегреческой мифологии кормчий на судне аргонавтов, обладавший таким острым зрением, что видел металлы в недрах Земли.

Лихновский, Эдуард Мария  (1789–1845) — австрийский писатель, автор неоконченной «Истории Габсбургского дома».

Лихтенштейн, Мартин Генрих Карл  (1780–1857) — немецкий путешественник и зоолог, профессор Берлинского университета.

Лодер, Христиан Иванович  (1753–1832) — немецкий анатом, профессор в Иене и Галле, позднее лейб-медик Александра I. По проекту Лодера в Москве был выстроен анатомический театр, где он ежедневно читал лекции. Лодеру принадлежит много трудов по анатомии.

Людовик Святой  — Людовик IX (1215–1270) — французский король, во время крестового похода попал в плен, в котором пробыл четыре года и претерпел множество бедствий.

«Магомет». — У Гёте (1776) был замысел написать драму «Магомет». Вольтер написал трагедию «Магомет пророк или фанатизм» (1741).

Мандзони, Алессандро  (1785–1873) — итальянский писатель, глава итальянского романтизма, автор оды «Торжество свободы» (1801) в честь французской революции.

Манилий  (66 год до н. э.) — римский трибун.

Манто  — персонаж из второй части «Фауста», В древнегреческой мифологии одна из сивилл-прорицательниц.

«Манфред»  (1817) — трагедия Байрона.

Маре, Гюг Бериар  (1763–1839) — один из ближайших сотрудников Наполеона, его личный секретарь, потом министр иностранных дел.

Мейер, Иоганн Генрих  (1759–1832) — немецкий художник и искусствовед. С 1807 года директор Академии художеств в Веймаре, ближайший друг и сотрудник Гёте по изданию журнала «Пропилеи». Автор труда «История пластических искусств у греков».

Мелузина  — героиня сказки и преданий — прекрасная русалка. Новелла Гёте «Новая Мелузина» вошла в его роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера».

Мендельсон-Бартольди, Феликс  (1809–1847) — немецкий композитор, дирижер и пианист.

Мендельсон, Моисей  (1729–1786) — немецкий писатель, философ-просветитель, друг и сотрудник Лессинга.

Мерк, Иоганн Генрих  (1741–1791) — влиятельный немецкий литературный критик периода «Бури и натиска».

«Меркурий»  («Немецкий Меркурий») — журнал, с 1773 года издававшийся Виландом.

Мерлин  — волшебник, прорицатель, о котором рассказывается в средневековых сказаниях о рыцарях круглого стола.

Мосье Готт  — здесь игра слов: «Наполеон выговаривает не Гёте, a Gott (нем.) — бог.

«Метаморфоз растений»  (1790) — научная работа Гёте.

Меттерних, Клеменс Лотар  (1773–1859) — рейхсканцлер Австрии, противник Наполеона, оплот реакции в эпоху Реставрации.

Микеланджело  (1475–1564) — гениальный итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт эпохи Возрождения.

Миланка  (Магдалина Риджи) (1765–1826) — сохранился портрет ее, написанный Анжеликой Кауфман.

«Минна фон Барнгельм»  (1767) — комедия Лессинга (1724–1781), исполненная протеста против войны. Действие комедии происходит в Берлине непосредственно после конца Семилетней войны.

Миньона  — девочка-итальянка, одна из героинь романа Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера».

Мирабо  (1749–1791) — деятель французской буржуазной революции XVIII века, прославился как выдающийся оратор.

«Митридат»  (1673) — трагедия Расина (1639–1699), посвященная Митридату Евпатору, царю Понтийскому (132—63 годы до н. э.), в которой утверждается, что государственные обязанности заглушают все личные чувства. В ненависти Митридата к римлянам, которых царь готов преследовать вплоть до их столицы, Гёте усмотрел прямую аналогию с ненавистью, которую Наполеон питал к англичанам.

Мориц, Карл Филипп  (1756–1793) — писатель и искусствовед.

Моцарт, Вольфганг Амадей  (1756–1791) — великий австрийский композитор. Гёте слушал Моцарта в 1763 году во Франкфурте, когда Моцарту было семь лет. Необычайно ценя музыку Моцарта, Гёте считал, что со смертью великого композитора исчезла возможность написать достойную музыку к «Фаусту». Оперы Моцарта Гёте ставил неоднократно в Веймарском театре, особенно «Волшебную флейту».

Мюллер, Фридрих  (1779–1849) — друг Тете, веймарский канцлер, участвовал в мирных переговорах с Наполеоном. Оставил воспоминания «Беседы Гёте с канцлером фон М.» (издано в 1858 году).

«Мысль о кресле, которое ждет его…»  — Когда Гёте покинул свой пост в Тайном совете, герцог издал рескрипт, согласно которому Гёте имел право принимать участие в любом заседании совета и занимать кресло самого герцога.

«Метр де плезир»  (франц.) — церемониймейстер.

«Навзикая»  (1789) — отрывки из пьесы Гёте, для которой он использовал рассказ из «Одиссеи» Гомера о прекрасной царевне Навзикае, встретившей Одиссея на берегу острова, куда его выбросили волны после кораблекрушения.

«Назареи»  — группа немецких художников, пытавшихся в XIX веке обновить религиозную живопись и повторявших композицию, рисунок и краски итальянских мастеров XV века.

«…Нечего было пускать проституток в «Оры»…»  — подразумеваются, очевидно, баллады Гёте «Бог и баядера» и «Коринфская невеста», в которых Гёте отрицает церковный брак и прославляет свободную любовь.

Николаи, Кристоф Фридрих  (1733–1811) — берлинский писатель, автор пародии «Радости молодого Вертера, страдания и радости возмужавшего Вертера».

Нибур, Бартольд Георг  (1776–1831) — немецкий историк и государственный деятель, автор известного труда «Римская история».

Ниневия  — город, о котором упоминается в библии, — синоним огромности, шума и суеты.

«Новое произведение, выходит с посвящением»  — трагедия Байрона «Вернер» вышла со следующим посвящением: «Знаменитому Гёте эта трагедия посвящается одним из смиреннейших его почитателей».

«Новая Элоиза»  (1761) — роман в письмах Руссо, вызвавший множество подражаний и оказавший влияние на Гёте в пору создания «Вертера».

Обитатели Эттерсберга  — стадо кабанов, которых герцог поселила Эттерсбергском лесу, чтобы охотиться на них.

«О граните»  — статья о граните была написана Гёте в 1784 году.

Ожеро, Пьер Франсуа Карл  (1757–1816) — один из маршалов Наполеона, сделал головокружительную карьеру, начав с профессии скромного учителя фехтования и кончив пэром Франции в эпоху Реставрации.

«…Оказавшись на линии фронта во Франции…»  — По желанию герцога Гёте сопровождал в качестве летописца армии первой коалиции европейских держав против революционной Франции.

Олимп  — в греческой мифологии — гора, обиталище богов.

«О наивной и сентиментальной поэзии…»  — В 1795 году в журнале «Оры» была опубликована статья Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии». Статья возникла как итог длительных размышлений Шиллера над различием между античной и современной ему буржуазной литературой, а также из стремления определить характер собственного своего дарования и направления в искусстве. Статья эта оказала большое влияние на развитие всей эстетической мысли в Германии конца XVIII — начала XIX века.

Опера-Буффа —  итальянская комическая опера.

Орест и Пилад  — герои древнегреческого мифа, имена которых стали синонимом дружбы.

«Оры» —  три богини в древнегреческой мифологии: порядка, справедливости и мира. Здесь название литературного журнала (1794–1797), основанного Шиллером.

«Основной труд Гердера…» —  подразумевается «О происхождении языка».

Оссиан —  легендарный герой кельтского народного эпоса, живший, по преданию, на юге Ирландии в III веке до н. э. Гёте переводил «Песни Оссиана» — литературные подделки, изданные в 1760–1765 году шотландцем Макферсоном и имевшие большой успех в период увлечения средневековой поэзией.

Оффенбаховская —  улица во Франкфурте, на которой жила Лили, невеста Гёте.

Палладио, Андрея  (1508–1580) — крупнейший итальянский зодчий позднего Ренессанса.

«Пандора»  (1807) — драма Гёте, в основу которой положен древнегреческий миф о Пандоре — первой женщине на земле. Боги одарили ее всеми женскими прелестями и талантами, но дали ей ящик, в котором были заключены все людские бедствия, и послали ее на землю. Она стала женой Эпиметея (младшего брата Прометея), который из любопытства открыл ящик, и тогда бедствия распространились по всей земле. Но на дне ящика осталась лежать Надежда.

«Парадное и торжественное действо» —  театральные представления в Германии в XVII–XVIII веках. Сюжеты для этих представлений черпались и из библии и из современных сочинений. Большое место в спектаклях занимал не только фиксированный литературный текст, но и актерская импровизация.

Парацельс, Аврелий Теофраст  (1493–1541) — известный швейцарский врач и естествоиспытатель, считался отцом фармацевтической химии, открыл несколько весьма действенных медикаментов.

Парис —  у Гомера сын царя Трои, похитивший Елену Спартанскую, появляется в одной из сцен «Фауста».

Пассаван, Якоб  (1751–1827) — друг молодого Гёте, реформатский пастор.

«Пес Обри» —  мелодрама австрийского писателя Игнаца Франца (1781–1862).

«Песнь песней» —  одна из книг библии, в которой царь Соломон воспевает возлюбленную свою Суламифь.

Петрарка, Франческо  (1304–1374) — прославленный итальянский поэт-гуманист. Стихи Петрарки, особенно сонеты, в которых он воспел Лауру, оказали огромное влияние на развитие европейской поэзии.

Пирамида Цестия —  надгробие, сохранившееся со времен древнего Рима.

«…Писать «Телля»…» —  Гёте задумал произведение о легендарном герое швейцарского народа Вильгельме Телле, но потом отдал этот сюжет Шиллеру.

«Пишу труд по оптике…» —  первая статья Гёте по оптике вышла в 1791 году, вторая — в 1792 году.

Платон  (427–347 годы до н. э.) — великий древнегреческий философ.

Плутарх  (около 46—120) — древнегреческий историк и моралист эпохи Римской империи. Особенно известны его описания жизни знаменитых людей.

«Побочная дочь» —  трагедия Гёте.

«Подобие божества» —  слова из «Фауста».

«Позвоночная теория черепа» —  Гёте полагал, что череп животного и человека состоит из видоизмененных позвонков, В сборнике «Вопросы естествознания вообще, преимущественно морфологии» (т. II, вып. 1-й, 1824 г.) была помещена статья Гёте «Строение черепа из шести позвонков».

Поликрат —  тиран острова Самоса (правил в 535–522 годы до н. э.). Согласно преданию, опасаясь, что в возмездие за сопутствующие ему удачи боги нашлют на него беду, Поликрат кинул в море свой любимый перстень. Но боги, разгневавшись на него, отринули его жертву.

Понтий Пилат —  римский наместник в Иудее, согласно евангельской легенде отдавший на распятие Христа.

«Почему же он все еще не подписал договора о союзе?» —  Договор о союзе между Россией и Наполеоном, переговоры о котором велись в Тильзите в 1807 году, был утвержден на конгрессе в Эрфурте 27 сентября 1808 года.

«Поэзия и действительность. Из моей жизни» —  автобиография Гёте, которую он довел до 1775 года.

Порто дель Пополо —  ворота в Риме.

Права гражданина Французской республики —  в 1792 году парижский Конвент даровал Шиллеру права гражданина Французской республики, которые сохранялись и за его детьми.

Пра-растение —  в течение некоторого периода Гёте предполагал, что общая идея растения, рисовавшаяся ему в образе пра-растения, может реально существовать среди обычных растений. Находясь в Италии, он усердно искал этого несуществующего предка растительного царства.

«Praeceptor Germaniae»  («Наставник Германии») — титул, которым награждали выдающихся ученых в Германии эпохи Возрождения.

«…Предал родной город французам». —  Дело происходило во время Семилетней войны, когда Франкфурт был оккупирован французами.

Прекрасная душа —  прозвище одного из персонажей в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера».

«Пролог на театре» —  «Театральное вступление», первый пролог к «Фаусту», где действующие лица — директор театра, поэт и комический актер — спорят о назначении искусства.

«Прометей»  (1773) — драма Гете. «Монолог Прометея» (1774) — ода.

Проперций, Секст  (около 48–15 годов до н. э.) — римский поэт, автор элегий.

«Пропилеи»  (1798–1800) — журнал Гёте.

«Прославленная литературная газета…» —  «Иенская всеобщая литературная газета», в которой сотрудничали Гёте, Шиллер, Фихте, братья Гумбольдты и Шлегели.

Пуссен, Никола  (1594–1665) — известный французский живописец.

«Путешествие сыновей Мегапарцона»  (1792) — фрагмент романа Гёте.

«…Путешествие с Марко Поло». —  Гёте, очевидно, читал так называемую «Книгу» (1298) Марко Поло (1254–1324), знаменитого итальянского путешественника, который первым из европейцев описал Китай и многие страны Центральной и Передней Азии.

Радзивилл, Антон Генрих  (1775–1833) — князь, музыкант-любитель, написал музыку к «Фаусту».

«Разбойники»  (1781) — трагедия Шиллера.

Раух, Христиан Даниель  (1777–1857) — скульптор.

Рафаэль  (1483–1520) — один из величайших итальянских художников эпохи Возрождения. Его «Мадонна делла Седия» была написана в 1516 году.

«Рейнеке» —  «Рейнеке-Лис» — средневековый эпос, в котором под видом зверей изображено все средневековое общество. Поэма Гёте «Рейнеке-Лис», опубликованная в 1794 году, представляет собой обработку этого эпоса.

Рейнский союз —  союз германских князей под эгидой Наполеона (1806–1813).

Ример, Фридрих Вильгельм  (1774–1845) — немецкий филолог и историк литературы, многолетний секретарь и воспитатель в доме Гёте, участвовал в издании его сочинений.

«Римские элегии» —  цикл стихов, в которых Гёте запечатлел образ Христианы Бульпиус.

«…Ромео, когда он бросился с просьбой к монаху Лоренцо…»  — Подразумевается герой шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», который бросился к монаху Лоренцо с просьбой немедленно и тайно обвенчать его с его возлюбленной.

Руссо, Жан Жак  (1712–1778) — знаменитый французский философ, политические идеи которого приобрели особенно большое значение в эпоху французской революции 1789–1794 годов. Проповедь Руссо о возвращении к природе и непосредственному чувству, его осуждение современной культуры оказали очень большое влияние и на передовых немецких писателей XVIII. века, в частности на молодого Гёте.

Савари, Анн Жан Мари Рене  (1774–1833) — французский генерал и министр полиции при Наполеоне.

«Сакунтала»  — эпос индийского поэта Калидасы (IV–V века).

«Сарданапал » (1821) — трагедия Байрона. Посвящение Гёте, которое должно было быть напечатано к «Сарданапалу», пропало по вине наборщика. Позднее Гёте получил текст этого посвящения: «Знаменитому Гёте чужеземец осмеливается преподнести ленную дань литературного вассала своему сюзерену, первому из писателей современности, который создал литературу своей страны и осветил литературу Европы. Недостойное произведение, которое автор дерзает надписать ему, называется «Сарданапал».

Сведенборг, Эммануил  (1688–1772) — шведский писатель-мистик, занимался философией, математикой, естествознанием и теологией. Вокруг имени Сведенборга сложилось множество легенд, распространяемых его последователями — сведенборгианцами.

Священная Римская империя  — Священная Римская империя германской нации — с 962 года титул средневековой империи, в которую входила Германия и который она сохраняла до 1806 года.

Селенотопография  (греч.) — описание топографии Луны.

Сиракузы  — древняя столица Сицилии.

«Сказка своей жизни»  — подразумевается «Поэзия и действительность» — автобиография Гёте.

Скотт, Вальтер  (1771–1832) — английский писатель, прославленный автор исторических романов, написал статью о Гёте (1831).

«…Следующее произведение Байрона»  — трагедия «Вернер, или наследство» (1822).

«Смерть Валентина» —  смерть брата Гретхен («Фауст», ч. I), убитого Фаустом.

«Совиновники»  (1768) — комедия Гёте.

Солон  (около 638–559 годов до н. э.) — политический деятель и законодатель в древних Афинах.

Соре, Фредерик Якоб  (1795–1865) — швейцарец по происхождению, воспитатель наследного принца Веймарского. Естествоиспытатель, археолог и нумизмат, друг гётевского дома.

«Софокл, написавший в подобном случае своего «Эдипа в Колоне…»  — Сыновья Софокла обвинили отца в том, что он впал в слабоумие и забросил свои имущественные дела. Они потребовали, чтобы его объявили безумным и наложили на него опеку. Но Софокл прочел судьям свою трагедию «Эдип в Колоне», в которой он прославил место своего рождения, и судьи убедились, что он не только нормален, но и гениален.

Союзный сейм  — здесь постоянное собирание представителей немецких государств во Франкфурте-на-Майне (1815–1848).

Спиноза, Барух  (1632–1677) — голландский философ. Философия Спинозы оказала глубочайшее влияние на Гёте.

Сражение у Заальфельде  — в 1806 году здесь произошло сражение между французами и пруссаками.

Сталь, Анна Жермена  (1766–1817) — французская писательница, противница Наполеона, автор книги «О Германий».

Старшая дама Погвиш  — мать невестки Гёте.

«Старый Фриц»  — король Фридрих II. Поклонник французского классицизма, терпеть не мог немецкую литературу и произведения Гёте заодно.

«Стелла»  — комедия Гёте, написанная в 1776 году.

«…Стихотворение о попах»  — стихотворение «Притча».

«Ступай, не трогай мои чертежи!»  — вариация на слова, которые якобы произнес великий греческий математик и физик Архимед (287–212 годы до н. э.), когда к нему вторглись неприятельские солдаты, чтобы убить его.

Сульт, Никола Жан ( 1769–1851) — французский маршал, участник боев под Иеной и Аустерлицем.

«С четырьмя-пятью герцогами Саксонскими»  — Саксония, во времена Гёте, распадалась на несколько государств. В их число входило и герцогство Саксен-Веймар-Эйзенахское.

Талейран, Шарль Морис  (1754–1838) — министр иностранных дел при Наполеоне, Бурбонах и Людовике-Филиппе.

Тальма, Франсуа Жозеф  (1763–1826) — знаменитый французский трагический актер.

Тантал  — в древнегреческой мифологии титан, обреченный богами вечно стоять в воде под деревьями с цветущими плодами и мучаться жаждой.

Тассо, Торквато  (1544–1595) — итальянский поэт, автор известной поэмы «Освобожденный Иерусалим».

«Тассо»  («Торквато Тассо») (1789) — драма Гёте.

Тацит, Публий Корнелий  (около 55—120) — древнеримский историк.

«Театральное призвание Вильгельма Мейстера»  — так назывался в первой редакции роман «Годы учения Вильгельма Мейстера».

«Те Deum»  (лат.) — религиозный гимн «Тебя, господи, славим».

Терминий  — в римской мифологии бог, охранитель границ.

Тибул, Альбий  (55–19 годы до н. э.) — римский поэт, сочинитель элегий.

Тивериадское озеро в Галилее  — упоминается в библейских легендах. Буря на море вызвала у Гёте воспоминания об этом озере.

Тик, Людвиг  (1773–1853) — немецкий писатель-романтик.

Тик, Фридрих  (1776–1851) — немецкий скульптор.

Тифурт  — село под Веймаром, где находились герцогский увеселительный дворец и парк.

Тиха  — в греческой мифологии богиня счастья и случайности.

Тициан, Вечеллио  (около 1477–1576) — великий итальянский живописец эпохи Возрождения.

Тицианова «Ассунта»  — картина Тициана, изображающая вознесение Марии, написана в 1519 году.

«Трилогия страсти»  — цикл стихотворений: «К Вертеру» (1824), «Мариенбадская элегия» (1823), «Примирение» (1823).

Сквозная тема трилогии — история страсти престарелого Гёте к семнадцатилетней Ульрике Левецов.

Трипель, Александр  (1744–1793) — немецкий скульптор. Бюсты Гёте и Гердера считаются лучшими его работами.

«Упиваясь своей местью, Альба…»  — в трагедии «Эгмонт» Гёте вывел Альбу, испанского полководца, прославившегося своей жестокостью. В 1567–1573 годах Альба был кровавым наместником Нидерландов.

Урания  — в древнегреческой мифологии муза, мать бога брака — Гименея.

Фалес  — один из семи древнегреческих мудрецов, появляется во второй части «Фауста».

Фальк, Иоганн Даниэль ( 1768–1826) — немецкий писатель, филантроп. В 1813 году организовал «Общество друзей в беде». Оставил воспоминания «Гёте при личном и близком общении» (издано в 1832 году).

Фидий  (нач. V века до н. э. — умер около 431 года до н. э.) — великий древнегреческий скульптор.

Фирдоуси, Абуль Касим  (около 934—1020 годов) — поэт, классик, таджикской и персидской литератур, автор известной поэмы «Шахнаме».

Фихте, Иоганн Готлиб  (1762–1814) — немецкий философ-идеалист.

Фойт, Христиан Готлиб  (1743–1819) — тайный советник в Веймаре.

Форкиады  — в древнегреческой мифологии чудовища, порожденные богом моря и богиней земли. Во второй части «Фауста» в облике Форкиады появляется Мефистофель.

Фосс, Иоганн Генрих  (1751–1826) — немецкий писатель, известен как автор идиллий и переводчик Гомера, Вергилия, Горация. Фосс пропагандировал использование античного размера в современной поэзии.

Франциск Ассизский  (1182–1226) — монах, основатель Ордена францисканцев, положивший начало нищенствующему монашеству.

Фридрих II  (1712–1786) — король прусский, стремившийся установить свою гегемонию над Германией, раздробленной во времена Гёте на множество государств.

Фрич, Иоганн  (1731–1814) — президент палаты в Веймаре, стоял во главе Веймарской масонской ложи, членом которой был и Гёте.

«Фрошмойзелер»  — сатира, направленная против императоров и пап (1595) Георга Ролленхагена (1542–1609), известного немецкого писателя-сатирика и педагога.

Хариты  — в древнегреческой мифологии богини приятности, веселья, очарования.

Хольтей, Карл  (1798–1880) — немецкий поэт, романист и драматург.

«Цезарь»  — подразумевается «Смерть Цезаря» (1735), трагедия Вольтера.

Цельтер, Карл Фридрих  (1758–1832) — посредственный композитор, директор певческой академии в Берлине.

Циммерманн  — друг Лафатера, автор книги «О национальной гордости».

Челлини, Бенвенуто  (1500–1574) — замечательный итальянский скульптор, ювелир, оставивший свои известные «Записки». Гёте перевел их на немецкий язык.

Швертгебурт, Карл Август  (1785–1877) — немецкий художник и придворный гравер в Веймаре.

Шеллинг, Фридрих Вильгельм  (1775–1854) — представитель немецкой идеалистической философии.

Шефтсбери, Антони  (1671–1713) — английский философ.

Шимановская, Мария  (1789–1831) — известная польская пианистка, проживавшая и концертировавшая в Петербурге. Шимановской посвящено стихотворение Гёте «Примирение».

Шираз  — город в Иране, родина Гафиза.

Шлегели  — братья: Август Вильгельм (1767–1845), историк искусств, критик, переводчик произведений мировой литературы, в особенности Шекспира; Фридрих (1772–1829) — историк искусств, филолог, впоследствии примкнул к реакции и перешел в католичество, Шлегель, Каролина (1763–1809) — примыкала к романтическому движению. Сторонница французской революции.

Шопенгауэр, Артур  (1788–1860) — немецкий философ-идеалист, автор книги «Мир как воля и представление». Реакционная сторона учения Шопенгауэра оказала большое влияние на буржуазную философию эпохи империализма.

Штейн, Генрих Фридрих Карл  (1757–1831) — немецкий государственный деятель. В 1807–1808 годах возглавлял правительство Пруссии. Штейн играл ведущую роль в борьбе Германии за освобождение от наполеоновского господства.

Штольберги  — графы: Христиан (1748–1781) и Леопольд (1750–1819) — поэты, «бурные гении», друзья Гёте.

Штольберг, Августа  (1753–1835) — сестра графов Штольбергов.

Шубарт, Карл Эрнст  — филолог. Еще до окончания университета написал исследование «К оценке Гёте».

Эвфорион  — в древнегреческой мифологии крылатый сын Ахилла и Елены, убитый молнией, посланной в него Зевсом. В образе Эвфориона, которого он сделал сыном Фауста и Елены, Гёте в какой-то мере воссоздал образ Байрона.

Эглофштейн, Жюли  (1792–1869) — художница, которой покровительствовал Гёте. Написала его портрет.

«Эгмонт»  — трагедия Гёте из эпохи Нидерландской революции XVI века. Гёте писал ее урывками с 1775 по 1787 год.

Эдгар, сын Глостера  — персонаж из трагедии Шекспира «Король Лир».

Эзер, Адам Фридрих  (1717–1799) — художник, директор Академии художеств в Лейпциге, сторонник классического искусства, имел большое влияние на юного Гёте.

Эккерман, Иоганн Петер  (1792–1854) — немецкий писатель, друг и эпигон Гёте, написавший известную книгу «Разговоры с Гёте».

Экс-король Голландии  — брат Наполеона, Людовик Бонапарт, которого Наполеон возвел на голландский престол, но потом, разгневавшись, лишил трона.

Элгин Томас, лорд  (1766–1841) — английский граф, о котором с возмущением писал в «Чайльд Гарольде» Байрон. Элгин стяжал позорную славу разграблением художественных ценностей Греции, в частности Парфенона.

Эленшлегер, Адам Готлоб  (1779–1850) — датский писатель-романтик, автор поэм, исторических драм и повестей на сюжеты датских народных легенд.

«Эмилия Галотти»  (1772) — трагедия Лессинга, в которой драматург обличал преступления германских князей и их фаворитов.

Эпиктет  — греческий философ-стоик (род. около 50 г. до н. э.), проповедовал самоотречение и терпеливое перенесение всяких лишений и бедствий.

Эпиметей  — см. Пандора.

Эпистолы  (греч.) — послания Гёте, в которых он в стихотворной форме излагал свои эстетические и педагогические взгляды.

Эпоха Августа  — примерно 27 год до н. э. — 14 год н. э., время правления римского императора Августа.

Эрвин фон Штейнбах  (умер в 1318 году) — с 1284 года был строителем Страсбургского собора, во времена Гёте считался главным его зодчим.

Эрик Рыжий  — норвежский викинг Лайф Эрикссен, по прозвищу Счастливый. По преданию, он достиг Американского континента за 500 лет до Колумба.

«…Эротическое имя»  — Минна Херцлиб. Minne (нем. уст.) — любовь; Herziieb (нем.) — в буквальном переводе — «милая сердцу».

Эрфурт  — В Эрфурте в 1808 году состоялось «Свидание трех императоров — Наполеона, императора Австрийского и Александра I.

Юнг-Штиллинг  — Иоганн Генрих Штиллинг (1740–1817), по профессии глазной врач, знакомый Гёте, оставил интересную автобиографию.

«Я все равно буду сражаться с неким ангелом …» — часто встречающееся у Гёте упоминание о библейской легенде, согласно которой праотец Иаков боролся с богом, принявшим обличие ангела, и бог, не одолев его, вывихнул ему бедро.

Ягеман, Каролина  (1778–1848) — актриса, возлюбленная герцога Карла Августа Веймарского.

Ягеман, Фердинанд  (1780–1820) — веймарский художник, писал портреты главным образом веймарской аристократии.

Якоби, Фридрих Генрих  (1743–1819) — немецкий философ-идеалист, один из основоположников так называемой «Философии веры и чувства». Дружба Гете с Якоби, несмотря на частые несогласия и размолвки, сохранилась до глубокой старости.

«Ярмарка в Плундерсвейлерне»  (1773) — литературная сатира, написанная в форме «масленичного фарса». В ней Гете высмеивает своих литературных врагов.

Елена Закс